Geo-Radar.ru

Главная

ООО "Компания ВНИИСМИ"

Отправить письмо

English version

Георадары Услуги Предыстория Ссылки Публикации Опыт работы Фотогалерея Контакты


Эпизод 8. Как мы заработали первые деньги с помощью георадара.
Копейкин В.В.

В 1995 году мы получили два первых изготовленных в промышленных условиях георадара «Грот-5». Будущее казалось совершенно предсказуемым: с нашими очевидными преимуществами перед конкурентами мы быстро выйдем на рынок приборов и услуг. Стоит только продемонстрировать наши возможности в условиях подмосковных глинистых почв, и ни у кого не будет никаких сомнений!

Но, как показала последующая практика, мы сильно ошибались! Не в своих возможностях, а в том, что мы сможем найти тех, кому бы наши возможности можно было продемонстрировать.

Обычный в течение следующих трех лет визит в организацию, которой явно нужен наш георадар, например, в «Мосгоргеотрест».

Обычный разговор:
- Мы разработали уникальный по своим возможностям прибор, не имеющий мировых аналогов, который зондирует землю.
- Уж не георадар ли?
- А откуда вы знаете про наш георадар?
- Про ваш – ни чего не знаю, но что такое георадар вообще - очень хорошо представляю. Когда к нам приходил еще первый десяток посетителей со своими георадарами, и с, примерно, такими же, как у вас, словами, мы даже выезжали на объекты. Но мы занимаемся глубинами не на штык лопаты, а геологией, и не в песке, а в глине. Вот французская Академия наук ведь не рассматривает проекты вечного двигателя? Так и мы не рассматриваем проекты георадара. Вы хоть понимаете, что у нас не пустыня Сахара и не вечная мерзлота?
- Ну вот, мы ближе к теме. Дело в том, что наш радар очень неплохо работает в глине.
- Перестаньте говорить ерунду! Тут недавно на вашем месте сидел профессор из МГУ, с геологического факультета, и объяснял всем нам, что георадары принципиально не могут работать в глине!
- Но мы хотим вам продемонстрировать это на реальном объекте.
- У нас нет времени. До свидания. И убедительная просьба больше нас не беспокоить по этому поводу!

Прямо как в известном мультфильме: «Сфотографировать то, может, и сфотографируешь, а вот как фотокарточки отдашь?»

Такая ситуация возникла в связи с Перестройкой. Когда много грамотных людей оказалось на грани голода и нищеты, они, естественно, стали искать выход. И взор очень многих обратился к георадару. Его схема, опубликованная еще в 1960 году, доступна в изготовлении среднему радиолюбителю. Я имею в виду схему стандартного маломощного георадара со стробоскопическим преобразованием. Некоторые сложности со стробоскопической головкой, а дальше – низкая частота, с которой можно вполне работать в домашних условиях. Ни тебе многослойных печатных плат, ни тебе дорогой быстродействующей элементной базы, как у нас.

И пошли по Москве сотни наших «коллег-георадарщиков» со своими домашними конструкциями в поисках денег. Они настолько испортили мнение о георадаре, что нам его до сих пор не удается восстановить.

Вот пример. Москва, Пыжевский переулок, ВНИИАС, 25 февраля 2009 г., совещание по новым методам оценки геологических структур на стройплощадках атомных электростанций. Оказалось, что все знают, что такое георадар, многие с ним работали. На вопрос: «С каким?» – ответ: «С промышленным, название не помню. А разве они чем-то отличаются?»

Все абсолютно уверены, что этот прибор не геологический, поскольку на практике знают, что даже в вечной мерзлоте не всегда «видит» металлическую газовую трубу на глубине 1 метр.

Совещание затянулось, выступить не удалось, на мою реплику, что георадар может работать на десятки и сотни метров, все подозрительно посмотрели в мою сторону.

Ситуация переломилась в 1998 г., и причиной этого стал провал улицы Большая Дмитровка в Москве.

Когда в конце мая я вернулся с международной конференции по георадарам, мне рассказали, что за мое отсутствие провалилась Большая Дмитровка, что было большое совещание со всеми геофизиками Москвы и области, и что нам первыми и единственными удалось практически в реальном масштабе времени указать причину провала. Только через несколько дней появились похожие данные по сейсмике и гравиметрии.

На нас впервые обратили внимание.

Заказов, по-прежнему, не было, денег не платили, но наконец-то у нас появилась возможность хоть кому-то хоть что-то продемонстрировать.

Один из первых звонков начальника строительного участка в центре Москвы:
- Мы ремонтируем газопровод вдоль Ленинского проспекта. Сделали несколько десятков ям, провели ремонт, а сейчас засыпали песком. По технологии эти ямы надо еще «проливать» водой, иначе песок будет неоднородным, могут быть даже пустоты. У меня есть подозрение, что рабочие нарушают технологию. Можно ли вашим прибором определить степень неоднородности засыпки?

Мы ответили утвердительно, и через некоторое время были уже на Ленинском проспекте с георадаром.

Нас встретил звонивший начальник, который сказал, что появление прибора, который позволяет контролировать земельные работы – это очень и очень важно. Тут даже, может быть, не надо его и использовать, что только один слух, что такой прибор существует, будет способствовать трудовой дисциплине.

Мы договорились, что завтра с утра представим письменный отчет с георадарными данными, начальник извинился и уехал, сославшись на срочные работы.

За нами неотступно следовал прораб, отвечавший за ремонт. После каждой ямы он с волнением в голосе спрашивал:
- Ну, как? Все ли нормально?

Вероятно, от этого что-то зависело в его карьере.
Когда после последней ямы мы сказали, что прибор не фиксирует неоднородностей, что все нормально и отчет будет положительным, он обрадовано переспросил:
- Точно положительным?
Мы еще раз подтвердили, после чего он стал трясти руку Паше Морозову, и быстро удалился.

Паша со словами:
- Ты знаешь, он что-то сунул мне в руку - по-моему, жвачку и раскрыл ладонь. Там лежала многократно свернутая пятисотрублевая купюра.
Это были первые деньги, которые мы заработали с помощью георадара.


назад наверх

 

 

Яндекс цитирования Георадары | Услуги | Предыстория | Ссылки | Публикации | Опыт работы | Фотогалерея | Контакты | Карта сайта Rambler's Top100
2006 All Rights Reserved