Geo-Radar.ru

Главная

ООО "Компания ВНИИСМИ"

Отправить письмо

English version

Георадары Услуги Предыстория Ссылки Публикации Опыт работы Фотогалерея Контакты


Эпизод 24. О собачьих ошейниках.

Первое, что приходило в голову: я ошибся адресом и попал не на радиозавод, а в какое-то совсем другое учреждение. Навстречу шел человек в собачьем ошейнике и лаял по-собачьи.

Обратив внимание на мой изумленный вид, остановился:
- Вижу, что у нас впервые. Наши-то уже все привыкли. Дело в том, что мы разработали и приступили к выпуску радиостанций в ошейниках для собак. Пограничники заказали. Для испытания качества связи используем «язык клиента», так что приходиться лаять по-собачьи.

Другую историю о собачьих ошейниках рассказал Сергей Меркулов:
- Помнишь, вы с Пашей участвовали в нашей экспедиции на гору Брык? Я тогда еще работал в Ставрополе, в отделе охраны археологических памятников. Там на вершине – курган, непонятно чей и когда сооруженный.

Мы еще тогда лазали в подземные ходы, которые под курганом. Потом, ночью, началась гроза и молнии сверкали под нами, ниже уровня горизонта.

- В той экспедиции, как ты знаешь, у нас были только короткие высокочастотные антенны, мы с поверхности так и не смогли просмотреть всю структуру кургана: слой глины был слишком большим и даже мощный сигнал георадара «Лоза» не достигал нужной глубины. Потом мы у вас взяли в аренду длинные низкочастотные антенны и отправились на гору Брык уже самостоятельно.

         Некоторые технические подробности.
         Глубина зондирования георадара зависит, в основном, от частотного диапазона радиоволн и от мощности передатчика. Частотный диапазон определяется размерами антенны. Сигнал георадара очень широкополосный, а размер антенны задает его центральную частоту. Чем ниже диапазон частот, тем глубже проникает сигнал в землю. Эта зависимость линейная. Существует простой способ оценки глубины проникновения сигнала - при прочих равных условиях она пропорциональна длине антенны. Например, если антенна длиной один метр позволяет обнаружить объект на глубине 5 метров, то для того, чтобы увидеть сигнал от такого же объекта на глубине 15 метров, необходима антенна длиной три метра. Но понижение частотного диапазона имеет одну неприятность – на сколько увеличится глубина, на столько же  ухудшится и точность измерения координат объекта.
         Этого  недостатка нет у второго способа увеличения глубины зондирования георадара – увеличения мощности. Но здесь свой недостаток – зависимость глубины от мощности не линейная, а логарифмическая. Например, увеличение мощности георадара «Лоза» в 10000 раз по отношению к конкурентам  не означает, что во столько же раз увеличилась и глубина зондирования – эта цифра значительно скромнее – единицы или десятки раз.
         Нам однажды довелось испытывать уникально мощный передатчик.
В нашем государстве периодически возникает идея конверсии – использования разработок военной техники в мирных целях. Помните старый анекдот о сенокосилке с вертикальным взлетом и посадкой?
Разработчик авиационной электронной бомбы, которая должна спускаться на парашюте и выжигать всю электронику противника, и не предполагал, что ее можно применить в мирных целях. О ее мощности он сказал очень туманно:
- Да кто же ее мерял? Все приборы «глючат». Тем более, что она сейчас лежит на земле. Могу только гарантировать, что в импульсе не менее полумиллиона вольт.
         Обращаясь к П. Морозову:
- Это твоя машина? Угони-ка ее на дальнюю стоянку и приходи сюда пешком, а то возвращаться домой вам придется общественным транспортом.
- Если будете приближаться к передатчику ближе 100 метров, мы вам выдадим защитные костюмы.
         Мы сказали, что этого нам не потребуется и что можно приступать к эксперименту.
         Сигнал от бомбы был очень мощный. Он выходил из ограничения только к концу развертки. Регистрация глубин, которых он достигал, в нашем приборе предусмотрена не была. Методом интерполяции, предполагая, что затухание радиоволн во всей подземной среде такое же, как в первых сотнях метров, получили оценку глубины – шесть километров.

С. Меркулов продолжал:
- Наверное, помните, что вокруг кургана сплошные кусты. Дело было в мае и было огромное количество клещей.
- Эта история о собачьих ошейниках имеет свою предысторию.
- Весть о клещах в то время широко распространилась по полям и степям Ставрополья.
- Предыдущая экспедиция, мы выползли из кустов. Народ радостный такой: запах почти готового шашлыка, вино в тенечке, палатки под наклон, чтобы ночью дождем не смыло. На горизонте величественный Эльбрус. И вдруг крик: «Клещ!»
- Игорь, наш знаменитый фотограф, стоит без штанов и трусов и, согнувшись, осматривает себя. Ну, народ не дурак, и сразу сообразил, куда вцепился мертвой хваткой этот самый клещ.
- Дополнительной команды не требовалось: через несколько секунд все, включая повара, стояли без штанов в позе фотографа. Простое фото не сможет передать ту скорость, с какой экспедиция разделась – нужна скоростная видеосъемка.
- Кто-то даже пожалел, что отсутствуют зрители-женщины – такой трюк не всегда удается.
- Игоря напоили с горя: «Пей Игореха, ты же знаешь, спирт – он и в Африке спирт, любую заразу убьет».  Тот из-под очков подозрительно на нас поглядывал, но дозу свою принял.
- Учитывая горький опыт предыдущей поездки, у нашего начальника возникла идея: «Давайте купим ошейники для собак от клещей и будем в них ходить!»
- Народ, конечно, хмыкнул, но ошейники надел: береженого бог бережет!
- Четыре дня вся экспедиция ходила в ошейниках. Клещ ни на кого не напал!
- Потом я прочитал в инструкции к ошейнику, что он начинает действовать только через две недели непрерывного ношения!
- То ли нам повезло, то ли производители не знают реальных возможностей своей продукции!


назад наверх

 

 

Яндекс цитирования Георадары | Услуги | Предыстория | Ссылки | Публикации | Опыт работы | Фотогалерея | Контакты | Карта сайта Rambler's Top100
2006 All Rights Reserved