Geo-Radar.ru

Главная

ООО "Компания ВНИИСМИ"

Отправить письмо

English version

Георадары Услуги Предыстория Ссылки Публикации Опыт работы Фотогалерея Контакты


Эпизод 4. Как мы работали с подводным морским георадаром.
Морозов П.А.

Многие разработчики и пользователи георадаров убеждены, что георадар не может работать на влажных глинистых грунтах. А о возможности работать в воде, да еще морской, и речи быть не может, потому что не может этого быть никогда. Мы не были отягощены такими комплексами и решили попробовать работать на море так, как мы это делаем с поверхности пресноводных водоемов. В нашей решимости не последнюю роль сыграл неудержимый оптимизм наших друзей археологов. Оказалось, что с георадарным зондированием дна моря все обстоит не так безнадежно. С нашим мегаваттным передатчиком нам удалось прозондировать придонные слои в Таманском заливе на глубину до 1 метра при толщине слоя морской воды 20-30 см. Дальнейшее развитие морского георадара по пути адаптации сухопутной модели оказалось не перспективным. Необходимо было революционное решение. И такое решение было найдено. Владимир Васильевич любит решать такие физические задачи, притом решать так, что бы основная проблема стала преимуществом. Морская вода, в силу своей солености, обладает значительной проводимостью, что приводит к полному затуханию электромагнитного сигнала. Владимир Васильевич предложил заменить традиционные радиоантенны (полуволновые диполи) на электродные. Токи замыкания между электродами через проводящую воду и будут играть роль антенн.

Первая версия морского радара, построенного по новому принципу, была готова в апреле, и нам очень захотелось испытать ее до начала экспедиционного периода. Мы сели на машины и на майские праздники поехали на Тамань…

Испытания георадара, особенно первого, очень сложная задача. Просто выйти в поле, где все геологические границы плоско-параллельны, не убедительно. Нужен объект. С морским радаром дело обстоит еще сложнее.

В верховьях Таманского залива расположен Субботин ерик. По его северному берегу проходит вал. У археологов принято называть его Киммерийским. В настоящее время сохранился участок вала длиной 500-600 метров. Киммерийский вал это грунтовое фортификационное сооружение, которое защищало жителей от набегов кочевых племен. Киммерийское государство существовало на этой территории до появления греческой колонии, примерно 10 веков до нашей эры. Но так как, от киммерийцев не осталось никаких письменных документов, то датировка и авторство создателей вала весьма условны, и всерьез археологами не воспринимается.

Главное - есть объект, структуру которого мы хорошо знаем. Основание Киммерийского вала уверенно прослеживается георадаром от сохранившегося фрагмента на запад до берега Таманского залива и, вероятно, продолжается под слоем донных отложений. На глубине 1,5 – 2 метра отчетливо регистрируется основание, шириной 6-8 метров и с южной стороны хорошо видны контуры крепостного рва. Местами, между основанием вала и рвом мы видели площадку – террасу, которую археологи называют бермой. Это дорожка, по которой ходили воины, охранявшие Киммерийский вал.

Ранним майским утром мы приехали на берег Таманского залива в районе поселка Юбилейный, в том месте, где по нашим предположениям, Киммерийский вал уходил под воду. Собрали подводный георадар, а лодку решили не надувать. Глубина воды не более 0,5 метра, сделаем измерения в «пешеходном» варианте. Андрей облачился в «сухой» водолазный костюм, и потащил подводную часть георадара на длинной веревке. С регистратором на шее, я следовал за Андреем, отставая на длину кабеля (25 метров). Регистратор работал в автоматическом режиме – одно измерение в секунду. Мы прошли 20-25 метров на экране скучная картина донных отложений. И в момент, когда я уже начал волноваться, кося глаз на створ Киммерийского вала, на экране появился плавный наезд на фундамент вала. Как зачарованный, смотрю только на экран: вот я прохожу над валом, бермой, вот начинается ров. В этот момент в ил намертво засасывает одну ногу, на следующем шаге в капкан грязи попадает вторая нога, продолжаю смотреть только на экран. Кабель натягивается, и в следующий момент я начинаю падать. Впереди пол метра воды и пол метра вязкого сероводородного ила. Решение пришло мгновенно, правой рукой срываю с шеи регистратор, перехватываю накоротко и поднимаю на вытянутую руку. Левую руку выставляю вперед и в таком положении падаю. Андрей вовремя заметил происходящее и бросился ко мне, но между нами 30-35 метров. Левая рука провалилась в ил, грязь проходила сквозь пальцы, не оказывая ни какой опоры. Последнее, что запечатлели мои глаза, перед тем как ушли под воду, был спешащий ко мне Андрей. Оставалось метров 15-20. В момент, когда над моей макушкой сомкнулась черная жижа, левая рука почувствовала твердую опору, и погружение мое остановилось. Регистратор висел в правой руке, не доставая до воды сантиметров 10, и продолжал работать. Через несколько секунд почувствовал, как твердая рука Андрея отцепляет мои скрюченные пальцы от ручки регистратора. Теперь можно было позаботиться о себе, пора бы и подышать…

Перевернувшись, уселся на дно, прочистил глаза от грязи. Рядом стоял Андрей со спасенным регистратором георадара. Он с трудом, из вежливости, сдерживал смех - уж очень события последних 10 секунд напоминали последнюю сцену из «Терминатора»: «I come back….»

В этом же году при работе с морским георадаром произошел еще один случай достойный внимания коллег-георадарщиков.

Целый месяц экспедиционного времени мы потратили на методичное отслеживание положения основания Киммерийского вала. Поперечными сечениями с интервалом 50 метров мы проследили положение вала вдоль северного берега залива на протяжении 10 километров. Это была обязательная программа необходимая для годового отчета по экспедиции. Работа нужная, но монотонная и скучная.

На самом деле, нам хотелось поработать с морским георадаром, в другом месте.

Фанагория - столица Боспорского царства, в соответствии с общепринятым в официальной археологии, мнением, находилась на южном берегу в верховьях Таманского залива в районе современного поселка Сенной. Начальник нашего подводно-археологического отряда проделал большую работу по анализу древних карт и сведений из географических летописей. По его мнению, Фанагория, находилась в районе косы Чушка, между островами Крупинина и Голенький. В наше время, в этом месте расположена обширная мелководная акватория Таманского залива площадью несколько квадратных километров. Версию о таком расположении Фанагории, подкрепляют некоторые факты из архивов географических летописей за последние 200-300 лет:
- В 19 веке некто, господин Бибиков, обнаружил на дне Таманского залива в районе острова Крупинина колонны древнегреческого храма. Господин Бибиков организовал экспедицию и пытался поднять одну из колонн, но попытка подъема была неудачной. В достоверности таких данных можно, конечно, сомневаться, но отвергать их совсем – нельзя.
- Картографическая команда русских моряков в 18 веке проводила обмер восточного берега Таманского залива и зафиксировала его на уровне косы Рубана. Современный Таманский залив простирается на 20 км восточнее. Поселок Сенной (Фанагория) расположен в верховьях нынешнего залива, т.е. глубоко в устье древнего русла Кубани. Такое положение города не достаточно удобно для морского порта, а Фанагория была крупным портом в начале нашей эры.

Имея в руках подводный георадар и не сделать попытку пройти по следам господина Бибикова, мы не могли. В последний день экспедиции для всего личного состава был объявлен выходной день. Все дружно окунулись в активный отдых и приступили к дегустации «Черного лекаря» нового урожая. Начальник подводного отряда (Андрей) и начальник георадарной группы (я) собрали морской георадар, погрузили его на катер и отправились в район острова Крупинина.

В последние дни июля на Тамани часто бывает штилевая погода, и залив в такие дни застывает, как бесконечное выпуклое зеркало. Именно в такую погоду мы выдвинулись в район косы Чушка для поисков легендарной Фанагории. Прибыв на место, мы спустили георадар в воду и начали проходить многокилометровые профили с востока на запад, примерно, в том месте, как нам казалось, где работала экспедиция господина Бибикова. Место работы ограничено с востока островом Голеньким, лишенным какой-либо растительности и возвышающимся над водой на 10-20 см. С запада находился остров Крупинина, такой же низкий, но заросший камышом. С севера на расстоянии нескольких километров – низкий, заросший камышом, берег косы Чушка. Ориентиров нет, визуально привязаться не к чему.

Прошли один профиль от острова до острова, второй, третий… Андрей устал отпускать ехидные замечания, типа: «Даже начальнику уже надоело, поехали в лагерь..» и мирно заснул, растянувшись на передней банке катера. Румпель 25-ти сильного «Меркюри» был зафиксирован в нужном направлении, и можно было не рулить. Регистратор в автоматическом режиме срабатывал каждую секунду, на шее висел GPS, готовый, как мне тогда казалось, зафиксировать координаты объекта. Оставалось только созерцать скучную монотонную картинку на экране. На четвертом или пятом проходе, когда уже и мое упорство начинало слабеть, картинка на экране регистратора ожила. Появился мощный наезд на грандиозный объект, такого мы еще не встречали. Радиообраз объекта имел кратные повторы, означавшие, что это, как минимум, обработанные каменные плиты. Поперечный размер объекта составлял, примерно, 15-20 метров. Криком я разбудил Андрея, и показал уму картинку на экране. Сорвал с шеи GPS и несколько раз нажал кнопку «поставить метку», что бы зафиксировать координаты. Уже вдвоем мы проследили, как закончился объект, прошли еще метров 100 и остановили катер. Первым делом, надел маску и сплавал к подводной части георадара, чтобы убедиться, что все нормально. Оранжевая лыжа с боксами приемника и регистратора стояла «на ровном киле», на антеннах-шарах, практически не было травы, кабель к регистратору без провисаний уходил на катер. Мне не удалось обнаружить никаких оснований для возникновения аппаратурных помех.

В приподнятом настроении и видом победителей мы вернулись в лагерь. У нас не было сомнений – мы нашли храм Ахилла в Фанагогрии. Экспедиция в этом году завершена, исследования продолжим следующим летом.

Целый год до новой экспедиции мы прожили в предвкушении открытия. Мы совершенствовали георадар, разрабатывали методику подводной 3Д съемки.

На следующий год, мы прибыли на Тамань, наспех установили лагерь, погрузили георадар и выдвинулись к острову Крупинина. Затаив дыхание, вышли на GPS-точку, зафиксированную над объектом, и включили георадар. На экране скучная монотонная картина. Проходим профиль немного севернее, южнее – результат тот же. Объекта нет. С ужасом я стал догадываться, что произошло. Старенький GPS «ГАРМИН» достаточно точно фиксирует координаты места, если расположен горизонтально и ничто не закрывает приемного элемента. Если прибор потерял связь с навигационными спутниками, то ему необходимо несколько минут, чтобы восстановить связь и зафиксировать координаты места. У меня GPS висел на шее, и какие он зафиксировал координаты, когда я лихорадочно нажимал на кнопку, известно только ему (GPS).

Всю экспедицию мы безуспешно бороздили пространство между островами, делали площадную съемку на участках 200 на 200 метров, объекта не было. Повторно найти объект 20 на 20 метров на площади в несколько квадратных километров, нам не удалось.

Последние годы пограничный режим в районе островов ужесточился, и продолжать поиски, мы не имеем возможности. Упущенное нами открытие, может безвозвратно исчезнуть. В последние годы в СМИ рассказывают о планах расширения торгового порта в районе Порт Кавказа и строительстве базы Черноморского флота. Строительство захватит и территорию в районе острова Крупинина.


назад наверх

 

 

Яндекс цитирования Георадары | Услуги | Предыстория | Ссылки | Публикации | Опыт работы | Фотогалерея | Контакты | Карта сайта Rambler's Top100
2006 All Rights Reserved