Geo-Radar.ru

Главная

ООО "Компания ВНИИСМИ"

Отправить письмо

English version

Георадары Услуги Предыстория Ссылки Публикации Опыт работы Фотогалерея Контакты


Эпизод 32. Челябинский метеорит.

В марте 2013 г. мы проводили георадарную съемку места падения осколка Челябинского метеорита в озеро Чебаркуль. По сути дела, это была та же задача, что стояла перед нами в Тунгусской тайге. Рассказ о чебаркульской экспедиции также включен в книжку, поскольку показывает возможности прибора по обнаружению неоднородностей в подземной и подводной среде, появившихся в результате падения космического тела.

Пестрое озеро – так с башкирского переводится название озера Чебаркуль. Одновременно это и название небольшого городка с двадцатитысячным населением на его берегу. Он возник как крепость еще до основания Челябинска, но ему не повезло – его сжег Емельян Пугачев. Когда Пугачев входил в крепость – его встретили хлебом-солью. Когда он ушел и на его место пришли царские войска, их тоже встретили хлебом-солью.

Потом войска ушли, Емельян Пугачев снова вернулся в Чебаркуль, и велел его сжечь. Заверения местного населения, что они люди мирные и что готовы служить любой власти, не помогли.

Метеорит взорвался над Еманжелинском 15 февраля 2013 г. От него отделился осколок, который упал в озеро Чебаркуль.

Осколок не дотянул до противоположного берега метров двести. Образовалась полынья шесть на восемь метров.

В СМИ появились сообщения, что в полынью под воду спускались водолазы, но ничего увидеть не смогли – многометровый  слой ила-сапропеля не позволяет видеть дно. Только ногами чувствовали какие-то ямы. Возникла мысль, что мы со своей аппаратурой можем быть полезными  в поисках подводных кратеров метеорита.

Экспедиция 11-15 марта 2013 г. была по организации одной из лучших, в которых мне приходилось участвовать.  Никаких задержек не было: аэропорт,  два часа пути на «Серебристом  соболе» (так назвал свой микроавтобус водитель), гостиница.
Хотя после падения метеорита прошел  месяц, но эта тема еще не угасла: любой человек, начиная с водителя,  с энтузиазмом рассказывает, где он в это время был и что видел.

Наутро встреча с главой администрации Андреем Орловым. Он нам рассказал о состоянии проблемы, показал найденные на льду мелкие осколки метеорита,  представил своих сотрудников, которые  обеспечат доставку нас с аппаратурой к полынье  и  горячее питание в процессе работы.

Также сообщил, что сам лично спускался на дно в подводном снаряжении:
- Ничего не видно.  Плотный ил.

От гаража  администрации «буханка» до гостиницы, погрузка  аппаратуры. Подъехали  к  довольно старому  деревянному  зданию  яхтклуба  на берегу, похожему на обычный деревенский дом:  крылечко  с  перилами,  застекленная с двух сторон веранда. По стенам  внутреннего помещения батареи отопления от расположенной на кухне печки. В одной из комнат  штабель  ящиков со старыми подводными дыхательными аппаратами советского производства,  которые используются  в московском  клубе «Акванавт»  в качестве музейных реликвий. Имеющимся количеством можно было бы оснастить еще целый ряд музейных экспозиций.

Потом  два с половиной километра на снегоходе до деревянных столбов, отмечающих положение уже замерзшей и занесенной снегом полыньи.

Когда перед поездкой на снегоходе увидел снежную поверхность озера, понял, что здесь очень бы пригодились  валенки. В яхтклубе валенки нашлись, но дырявые, и мне предложили еще калоши. Калоши были на несколько размеров больше, поэтому  пришлось,  дополнительно, их прикрепить  к  сапогам  проволокой, пропустив ее под ступней и обвязав голенище.

Первый профиль сделали от полыньи до берега. Пока шли по утоптанному снегу, калоши вели себя нормально.  Но только  мы стали проваливаться под наст, дело пошло хуже – калоши  непрерывно сваливались и терялись. Когда повернули от берега, возле полыньи уже стояли люди с двумя телевизионными камерами,  нацеленными на нас.  Процесс поиска и надевания калош  был зафиксирован на видео для истории.  Потом мы давали интервью двум местным телекомпаниям.

Следующие  два дня работал в ботинках. Дополнительный толстый шерстяной  носок  неплохо защищал от холода, также как и «термобелье», одетое под джинсы. Конечно, это не ватные штаны, в которых можно запросто  сидеть на снегу, и даже не армейские кальсоны, но когда работаешь –  не холодно.  Правда, останавливаться нельзя, поскольку обмундирование  тепло все-таки пропускает. Это приводит к тому, что ноги покрываются  снежно-ледяными  «сапогами».  Но это даже не плохо, поскольку снег не попадает в ботинки,  когда в него проваливаешься.
 Перед тем,  как снять обувь в яхтклубе,  приходится какое-то время ждать, когда джинсы начнут сгибаться.

Алексей Попов два раза  проваливался ногой  в замаскированные снегом проруби,  сделанные  предыдущими  изыскателями.  Разувался, выжимал носки, но возвращаться на берег отказывался.
На третий день поднялся ветер.  В. Алексеев опустил уши своей зимнего вида кепки. У Сергея был башлык, у Алексея настоящая шапка –ушанка, а у меня вязаная шапочка, которая продувалась насквозь. Но в яхтклубе нашелся шлем для поездок на снегоходах, в котором  я чувствовал себя как у Христа за пазухой.

У нас был набор антенн различной длины. В мощности передатчика и чувствительности приемника мы не сомневались, но от поверхности снега, на которой лежат антенны,  до поверхности воды подо льдом более полутора метров, что  может привести к резонансным явлениям и «запиранию» энергии волны в слоях снега и льда. Ситуация на озере, пожалуй, самая сложная для георадара.  Сделали годограф полутораметровыми антеннами и убедились, что видим только слои снега и льда. Радиоволны в воду практически не проникают.  Потом работали только трехметровыми и  шестиметровыми антеннами, на которых  отражения от дна фиксировались.

Делая экспресс-анализ результатов первого дня георадарной съемки, обратили внимание, что в воде, между льдом и границей ила, в некоторых местах над ямами наблюдается  какой-то  объект, плотно примыкающий ко льду, большого объема, от которого отражается диффузный сигнал.  Что это такое, долго понять не могли, пока Алексею Попову, уже  в гостинице, перед сном, не пришла в голову мысль:
-  Одна из загадок Чебаркуля – исчезновение  льда из полыньи.
- Метеорит захватил его с собой!  Ударной волной его забросило  под воду! Потом он всплыл над кратерами,  которых на дне несколько. Этот раздробленный лед мы и видим!

На второй день наших георадарных  съемок на полынье уже сидел «рыболов» Миша из Челябинска:
- Дошло до того, что дома все метеориты кончились,  даже подарить  друзьям нечего. Приехал ловить.

Упавший метеорит относится к типу хондритов, в них есть железо, поэтому они прилипают к магниту. Уральский умелец  показал оснастку своей удочки, где вместо крючка были привязаны четыре круглых магнита:
- Мощная штука! Из Москвы по почте выписал.  Видите, один расколот? Это они прыгнули  друг  к  другу! Я чуть пальца не лишился! Связка выдерживает девяносто килограммов!

Почти каждый заброс удочки приносил результаты. Себе Миша взял самые крупные куски, я, Алексей Попов и Сергей Меркулов по кусочку, Владимир Алексеев забрал все остальное:
- Для науки. Я и ваши кусочки опишу.
         В гостинице он отбирал  их у нас и уходил к себе в номер.

В последний, третий день,  работали шестиметровыми антеннами  по большой площади,  начинавшейся с запада и захватывающей полынью.  Сергей Меркулов передо мной и Алексеем Поповым (мы таскали антенны, а сам он работал  с прибором)  поставил задачу:
-  Делаем профили до тех пор, пока не оконтурим большую яму. Для «три  дэ» нужно, чтобы мы из нее вышли. 

Наши георадарные съемки на озере Чебаркуль  закончились словами С.  Меркулова:
- Радуйтесь! Все, яма кончилась!

Собрали аппаратуру, а в это время снегоход Жени Королькова  «дал клина». Были вызваны еще два снегохода, но пришел только один – второй куда-то провалился, в прямом смысле этого слова, и его сейчас оттуда вытаскивают. Отправили Сергея с аппаратурой на берег, а сами с Алексеем Поповым пошли пешком, чтобы не замерзнуть.  Дорога, проложенная снегоходом, часто проваливалась, идти было трудно.

У шестиметровых резистивно-нагруженных дипольных антенн центральная частота равна 25 мегагерцам.  Сигналы этого диапазона часто имеют характерную форму: привычные для более высоких частот  отраженные радиосигналы с длительность зондирующего импульса  сильно расширяются,  как бы  дополняясь  «хвостами», или «тянучками».  Чаще всего эти «хвосты» возникают из-за наличия  проводимости в среде. Для водоема это служит признаком  высокой солености. Сигналы  на озере Чебаркуль тоже имели «хвосты», но вода в озере пресная и используется для водоснабжения города!

Причина их появления оказалась в другом: уширение отраженных импульсов давал ил-сапропель толщиной в несколько метров, плотность которого плавно увеличивалась по мере приближения к  поверхности  дна. Обычно радиосигнал отражается от границы между слоями, а здесь он отражается от всей толщи ила, которую можно рассматривать как очень широкую границу между водой и твердым дном. Это мы выяснили уже дома, с помощью численного моделирования.

В результате построения «три дэ» получили общее представление о подводных  кратерах метеорита. Их оказалось несколько, что говорит  о его разрушении. Основная  яма  расположена в 30 метрах от полыньи  под азимутом 290 градусов, который совпадает со свидетельствами очевидцев, наблюдавших траекторию падения.  Все дно в области наших  георадарных  съемок буквально вспахано  этим  Чебаркульским  осколком  Челябинского метеорита.


назад наверх

 

 

Яндекс цитирования Георадары | Услуги | Предыстория | Ссылки | Публикации | Опыт работы | Фотогалерея | Контакты | Карта сайта Rambler's Top100
2006 All Rights Reserved