Geo-Radar.ru

Главная

ООО "Компания ВНИИСМИ"

Отправить письмо

English version

Георадары Услуги Предыстория Ссылки Публикации Опыт работы Фотогалерея Контакты


Эпизод 23. Как мы искали могилу Казимира Малевича.

Однажды георадар позволил нам приобщиться к русскому авангардизму. С нами связался Александр Константинович Матвеев и попросил найти могилу Казимира Малевича:

- Я - генеральный директор некоммерческого партнерства «Немчиновка и Малевич». Урна с прахом художника была захоронена на поле возле Немчиновки под отдельно стоящим большим дубом в 1935 г. Во время войны дуб частично сгорел от удара молнии, а в конце 50-х годов при расширении полей его остатки были выкорчеваны. Сейчас могила утеряна, точно известно лишь поле, на котором она находилась. Недавно это поле отдали под коттеджное строительство, и скоро исчезнет всякая возможность ее найти. Помогите!

- Я обращался в МГУ, на геологический факультет, они даже выезжали и что-то пробовали, но потом сказали, что с помощью геофизических методов найти гибсовую урну на таком большом поле нет никакой возможности. Но я наткнулся на ваш сайт и у меня появилась какая-то надежда. Можете ли вы взяться за эту задачу?

Мы объяснили, что теоретическая возможность найти могилу существует, но успех поисков будет зависеть от двух основных причин: степени отличия радиообраза гипсовой урны от похожих объектов в земле и размера обследуемой площади.

Первая причина приведет к тому, что возникнет множество ложных целей, потому что на полях Подмосковья много похожих камней, которые для локатора неотличимы от урны, и придется много и безуспешно копать.

Вторая - к большому времени поиска, поскольку потребуется, чтобы не пропустить объект, тщательная 3D съемка, а ее время проведения пропорционально площади. С этими оговорками мы согласились приступить к поискам.

Обычно мы не отказываемся от интересных задач, даже если вероятность успеха совсем мала. Чаще всего такие интересные работы предлагаются безденежными энтузиастами и об оплате речь не идет. Но если такая речь и заходит, мы сами от оплаты отказываемся, аргументируя это малой вероятностью положительного результата.

Исходных материалов было не много: собственно, само поле, измеряемое километрами, и старая фотография: на ней изображен памятник в полроста человека, мощный дуб и неясный силуэт какой-то женщины. Про качество этого снимка говорить не приходилось – его вообще не было никакого. Абсолютно точно идентифицировался только знаменитый «Черный квадрат», изображенный на памятнике.

Выработали стратегию поисков: в течение лета будем приезжать сюда каждое воскресенье, прирезать исследованную площадку и работать до обнаружения трех объектов на соответствующих глубинах и с нужными размерами, потом их раскапывать.

В одну из поездок П. Морозов привез тематический анекдот:
- В музее произошло ЧП: по недосмотру его служителей картина «Черный квадрат» Малевича две недели провисела на стене кверху ногами.

Все согласились, что попасть в анекдот не так просто, это показатель того, что большое количество людей неравнодушно к теме.

Анекдоты – уникальное явление. У них нет автора, это результат коллективного творчества. Поиски их источников ничем не кончаются. Лишь некоторые писатели-сатирики и юмористы могут сказать, что дали первотолчок какому-то анекдоту, но он к ним вернулся почти  неузнаваемым. Анекдоты неподвластны средствам массовой информации, а часто сами используют их в качестве объекта.

Например:
- Музыкантам не удается безошибочно исполнить сложное классическое произведение.
- Звукорижиссер не выдерживает: «Исполните хотя бы гамму, а я уж нарежу и склею пленку как надо!»
         Или:
- Радиокомментатор в церкви: «Господи, слышишь ли ты мои молитвы?... Проверка звука. Раз, два, три. Как слышно?»
Это та часть коллективного разума, которую невозможно зомбировать.
Навязанная формула типа: «Да, да, нет, да» здесь не пройдет. По этой причине, мне кажется, исследование процессов возникновения и жизни анекдотов может служить основой для изучения общественного сознания в социальных науках, как мухи-дрозофиллы в биологии.

Казимира Малевича все знают, в основном, по «Черному квадрату», высказывая самые разные мнения. Мне понравился ответ директора музея им. Пушкина И. Антоновой на вопрос: «Чему Вас учит «Черный квадрат?»  Она ответила:
- Эта картина учит меня терпимости к чужому мнению.

По моим представлениям, художник экспериментировал с рисунком, пытаясь выяснить механизм восприятия его человеком.
Вот перед нами наскальный рисунок дикаря. Несколько линий, но мы видим – это бык.  А вот это мамонт. Когда и какое минимальное количество линий или других простых фигур человек воспринимает как изображение чего-то?
Я думаю, что «Черный квадрат» был задуман автором как некоторый предел, граница художественного творчества, когда эта фигура обозначает саму себя и ничего более. Никаких ассоциаций.. Дальше пути нет. Это пограничный столб.
Мне, например, нравятся его картины: «Лесоруб», «Снежная буря», «На сенокосе». Совершенно необычно, но здорово!

Когда лето уже кончалось, груда выкопанных камней стала размером с небольшой курган, строительная техника начала подтягиваться для захвата территории, пришла новость: мы ищем не там.

Вновь предпринятый опрос местных старожилов подтвердил, что  могила находилась на этом поле, но в самом конце, километрах в полутора от того места, где мы ищем.

Старушки, в то время дети 5-9 лет, с точностью, о которой мы даже и не мечтали, указали ее местоположение: остатки дуба и могила находились в десятке метров от треангалюционного знака, который существует поныне!

Еще они признались, что раскопали могилу, нашли урну с каким-то порошком, высыпали его в образовавшуюся яму, туда же побросали обломки разбитой урны и яму закопали. Потом они долго ухаживали за могилой и приносили на нее цветы.

С помощью георадара была обнаружена неоднородность в почве, оставшаяся после уничтожения дуба.

Позвонил А.К. Матвеев:
- Химическая экспертиза показала, что на дне ямы найдены корни дуба, а сама яма засыпана почвой с поверхности.

Из анализа георадарных данных и сохранившихся фотографий было определено и место захоронения. Теперь стоит задача обустроить его так, как просил сам художник: поставить на нем знаменитый вертикальный архитектон.

Если вы сегодня поедите в Немчиновку, то увидите, что строящаяся скоростная дорога делает зигзаг, огибая найденную могилу Казимира Малевича.
назад наверх

 

 

Яндекс цитирования Георадары | Услуги | Предыстория | Ссылки | Публикации | Опыт работы | Фотогалерея | Контакты | Карта сайта Rambler's Top100
2006 All Rights Reserved