Эпизод 23. Как мы искали могилу Казимира Малевича.
Однажды георадар позволил нам приобщиться к русскому авангардизму. С нами связался Александр Константинович Матвеев и попросил найти могилу Казимира Малевича:
- Я - генеральный директор некоммерческого партнерства «Немчиновка и Малевич». Урна с прахом художника была захоронена на поле возле Немчиновки под отдельно стоящим большим дубом в 1935 г. Во время войны дуб частично сгорел от удара молнии, а в конце 50-х годов при расширении полей его остатки были выкорчеваны. Сейчас могила утеряна, точно известно лишь поле, на котором она находилась. Недавно это поле отдали под коттеджное строительство, и скоро исчезнет всякая возможность ее найти. Помогите!
- Я обращался в МГУ, на геологический факультет, они даже выезжали и что-то пробовали, но потом сказали, что с помощью геофизических методов найти гибсовую урну на таком большом поле нет никакой возможности. Но я наткнулся на ваш сайт и у меня появилась какая-то надежда. Можете ли вы взяться за эту задачу?
Мы объяснили, что теоретическая возможность найти могилу существует, но успех поисков будет зависеть от двух основных причин: степени отличия радиообраза гипсовой урны от похожих объектов в земле и размера обследуемой площади.
Первая причина приведет к тому, что возникнет множество ложных целей, потому что на полях Подмосковья много похожих камней, которые для локатора неотличимы от урны, и придется много и безуспешно копать.
Вторая - к большому времени поиска, поскольку потребуется, чтобы не пропустить объект, тщательная 3D съемка, а ее время проведения пропорционально площади. С этими оговорками мы согласились приступить к поискам.
Обычно мы не отказываемся от интересных задач, даже если вероятность успеха совсем мала. Чаще всего такие интересные работы предлагаются безденежными энтузиастами и об оплате речь не идет. Но если такая речь и заходит, мы сами от оплаты отказываемся, аргументируя это малой вероятностью положительного результата.
Исходных материалов было не много: собственно, само поле, измеряемое километрами, и старая фотография: на ней изображен памятник в полроста человека, мощный дуб и неясный силуэт какой-то женщины. Про качество этого снимка говорить не приходилось – его вообще не было никакого. Абсолютно точно идентифицировался только знаменитый «Черный квадрат», изображенный на памятнике.
Выработали стратегию поисков: в течение лета будем приезжать сюда каждое воскресенье, прирезать исследованную площадку и работать до обнаружения трех объектов на соответствующих глубинах и с нужными размерами, потом их раскапывать.
В одну из поездок П. Морозов привез тематический анекдот:
- В музее произошло ЧП: по недосмотру его служителей картина «Черный квадрат» Малевича две недели провисела на стене кверху ногами.Все согласились, что попасть в анекдот не так просто, это показатель того, что большое количество людей неравнодушно к теме.
Анекдоты – уникальное явление. У них нет автора, это результат коллективного творчества. Поиски их источников ничем не кончаются. Лишь некоторые писатели-сатирики и юмористы могут сказать, что дали первотолчок какому-то анекдоту, но он к ним вернулся почти неузнаваемым. Анекдоты неподвластны средствам массовой информации, а часто сами используют их в качестве объекта.
Например:
- Музыкантам не удается безошибочно исполнить сложное классическое произведение.
- Звукорижиссер не выдерживает: «Исполните хотя бы гамму, а я уж нарежу и склею пленку как надо!»
Или:
- Радиокомментатор в церкви: «Господи, слышишь ли ты мои молитвы?... Проверка звука. Раз, два, три. Как слышно?»
Это та часть коллективного разума, которую невозможно зомбировать.
Навязанная формула типа: «Да, да, нет, да» здесь не пройдет. По этой причине, мне кажется, исследование процессов возникновения и жизни анекдотов может служить основой для изучения общественного сознания в социальных науках, как мухи-дрозофиллы в биологии.Казимира Малевича все знают, в основном, по «Черному квадрату», высказывая самые разные мнения. Мне понравился ответ директора музея им. Пушкина И. Антоновой на вопрос: «Чему Вас учит «Черный квадрат?» Она ответила:
- Эта картина учит меня терпимости к чужому мнению.По моим представлениям, художник экспериментировал с рисунком, пытаясь выяснить механизм восприятия его человеком.
Вот перед нами наскальный рисунок дикаря. Несколько линий, но мы видим – это бык. А вот это мамонт. Когда и какое минимальное количество линий или других простых фигур человек воспринимает как изображение чего-то?
Я думаю, что «Черный квадрат» был задуман автором как некоторый предел, граница художественного творчества, когда эта фигура обозначает саму себя и ничего более. Никаких ассоциаций.. Дальше пути нет. Это пограничный столб.
Мне, например, нравятся его картины: «Лесоруб», «Снежная буря», «На сенокосе». Совершенно необычно, но здорово!Когда лето уже кончалось, груда выкопанных камней стала размером с небольшой курган, строительная техника начала подтягиваться для захвата территории, пришла новость: мы ищем не там.
Вновь предпринятый опрос местных старожилов подтвердил, что могила находилась на этом поле, но в самом конце, километрах в полутора от того места, где мы ищем.
Старушки, в то время дети 5-9 лет, с точностью, о которой мы даже и не мечтали, указали ее местоположение: остатки дуба и могила находились в десятке метров от треангалюционного знака, который существует поныне!
Еще они признались, что раскопали могилу, нашли урну с каким-то порошком, высыпали его в образовавшуюся яму, туда же побросали обломки разбитой урны и яму закопали. Потом они долго ухаживали за могилой и приносили на нее цветы.
С помощью георадара была обнаружена неоднородность в почве, оставшаяся после уничтожения дуба.
Позвонил А.К. Матвеев:
- Химическая экспертиза показала, что на дне ямы найдены корни дуба, а сама яма засыпана почвой с поверхности.Из анализа георадарных данных и сохранившихся фотографий было определено и место захоронения. Теперь стоит задача обустроить его так, как просил сам художник: поставить на нем знаменитый вертикальный архитектон.
Если вы сегодня поедите в Немчиновку, то увидите, что строящаяся скоростная дорога делает зигзаг, огибая найденную могилу Казимира Малевича.
- Эпизод 1. Как мы обнаружили шпиона. Копейкин В.В.
- Эпизод 2. Как мы работали в Кремле. Копейкин В.В.
- Эпизод 3. Как мы искали захоронение схимонахини Пелагеи Ланяевой. Морозов П.А.
- Эпизод 4. Как мы работали с подводным морским георадаром. Морозов П.А.
- Эпизод 5. Поиск воды в Чили. Курапов С.С.
- Эпизод 6. Купель. Курапов С.С.
- Эпизод 7. Как мы искали подземные ходы в Троице-Лыково. Копейкин В.В.
- Эпизод 8. Как мы заработали первые деньги с помощью георадара. Копейкин В.В.
- Эпизод 23. Как мы искали могилу Казимира Малевича.
- Эпизод 24. О собачьих ошейниках.
- Эпизод 25. Морской георадар.
- Эпизод 27. Георадар воздушного базирования.
- Эпизод 28. Генеральские методы.
- Эпизод 29. Храм Христа-Спасителя.
- Эпизод 30. Водопровод для товарища Сталина.
- Эпизод 31. Георадар и гады.
- Эпизод 32. Челябинский метеорит.
назад наверх